Дайджест новостей января – 2024 Дайджест новостей января – 2024

Команда Medznat стремится следить за актуальными новостями в медицине и смежных областях науки. В январе мы узнали, что ученые секвенировали геномы древних кочевников, вырастили двух макак-клонов и предложили неинвазивный тест качества эмбрионов – эти успехи способны продвинуть борьбу с рассеянным склерозом, успехи в области ЭКО и испытание новых лекарственных препаратов.

Древние человеческие останки дали ключ к пониманию того, почему рассеянный склероз так часто встречается на севере Европы

Рассеянный склероз – аутоиммунное нейродегенеративное заболевание, при котором повреждается миелиновая оболочка нервных волокон, что приводит к нарушению походки, координации движений, проблемам со зрением, быстрой утомляемости. Болезнь поражает людей молодого и среднего возраста, значительно снижая качество жизни. Лекарств, способных вылечить пациентов с рассеянным склерозом, не существует, но есть препараты, способные замедлить прогресс заболевания и продлить ремиссию.

До недавнего времени ученым, занимавшимся проблемой рассеянного склероза, было неясно, почему жители стран Северной Европы сталкиваются с этим заболеванием гораздо чаще, чем те, кто живет на юге региона. Исследователи выяснили, что на севере континента очень распространена мутация HLA-DRB1*15:01, в три раза повышающая шанс заболеть рассеянным склерозом. И, хотя «виноватая» мутация была обнаружена, понять, почему она так часто встречается на севере и нехарактерна для южной Европы, удалось после недавнего обнаружения костных останков кочевников, возраст которых составил около 5000 лет.

Руководитель команды исследователей Уильям Барри из Университета Кембриджа пояснил, что им удалось секвенировать геномы (см. прим. 1) древних кочевников и сравнить их с геномами людей, живших в Средние века, а также с геномами современных людей. Таким образом они смогли проследить появление мутации и ее распространение на континенте. Ее носители поначалу жили в восточной Европе, а затем переместились на север. Вместе с ними мигрировала и мутация.

Предполагается, что мутация закрепилась из-за положительного отбора, так как ее наличие давало обладателям преимущества, защищая их от патогенов, например, возбудителей чумы. Но одновременно с этим ее присутствие повлияло и на иммунную систему, сделав ее более уязвимой и чувствительной – именно поэтому аутоиммунный рассеянный склероз чаще встречается у жителей Северной Европы.

Новый тест для проверки качества эмбрионов сделает ЭКО еще более эффективным

Подготовка к ЭКО – непростой процесс для семей, сопровождающийся не самыми приятными медицинскими процедурами и серьезными переживаниями. К сожалению, несмотря на то, что сегодня эффективность ЭКО значительно выше, чем сразу после его появления и внедрения в клиническую практику, результат до сих пор  невозможно предсказать, а шанс на неудачу достаточно велик.

Исследователи из Сан-Диего предложили новый неинвазивный тест, позволяющий эффективно оценивать качество эмбрионов и подсаживать лишь те, с которыми вероятность благополучного исхода увеличивается. Сегодня методики оценки качества эмбрионов тоже применяются – специалисты изучают морфологические характеристики, а также могут провести генетический анализ, взяв несколько клеток.

Подход, который предлагают (см. прим. 2) американские ученые, принципиально другой – изучать сами эмбрионы не придется, объектом исследования становится жидкая среда, в которой они культивировались. Все дело в том, что при культивировании клеток в среду попадают крошечные молекулы РНК – так называемая внеклеточная РНК. Их функции только изучаются, так как существование таких молекул было обнаружено относительно недавно.

Ученые обнаружили, что изучение последовательности внеклеточных РНК позволяет предсказать, как будет развиваться эмбрион. Они разработали специальную модель, прогнозирующую, насколько тот или иной эмбрион подходит для процедуры экстракорпорального оплодотворения.

Пока о внедрении методики в клиническую практику речь не идет, но авторы не исключают, что после тщательного изучения и дополнительных уточнений, ее начнут применять при ЭКО.

Клонированная макака впервые дожила до взрослого возраста

Китайские ученые рассказали (см. прим. 3) об успешном клонировании макак-резусов, известно, что два полученных клона прожили более двух лет, достигнув взрослого возраста.

Ранее исследователям не удавалось успешно клонировать обезьян этого вида: клоны или не рождались вовсе, или жили лишь несколько часов. Добиться результата авторам позволило усовершенствование технологии переноса ядер соматических клеток. Она применяется при клонировании других животных, но эффективность достаточно низка, а шансы появления на свет животных с пороками развития, высоки.

Всего на свет родились три макаки: одна умерла через год, а две еще живы. Факт, что животные здоровы, указывает на то, что процесс клонирования прошел успешно.

Ученые подчеркивают, что применение их методики значительно упрощает появление на свет клонированных животных, которые могут стать объектами исследования в поведенческих экспериментах, а также в испытаниях лекарственных препаратов. Из-за сходства иммунного ответа макак и людей, получаемые результаты будут более объективно отражать реальный эффект лекарств.

Доисторические события могут объяснить риски заболевания рассеянным склерозом в Европе