EN | RU
EN | RU

Поддержка Медзнат

Назад

Телемедицина: преимущества и трудности

Телемедицина: преимущества и трудности Телемедицина: преимущества и трудности
Телемедицина: преимущества и трудности Телемедицина: преимущества и трудности

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, привел к огромным потрясениям в секторе здравоохранения, побудив его инвестировать больше средств в развитие инновационных технологий. Во время вспышки инфицирования вирусом SARS-CoV-2 некоторые технологические платформы в сфере здравоохранения начали интенсивно развиваться, и, как ожидается, именно с их помощью станет возможным изменить будущее медицины. Достижения в области цифрового здравоохранения — важный движущий фактор обеспечения равенства в предоставлении услуг здравоохранения. Телемедицина — одна из таких новых тенденций в области цифрового здравоохранения, которая помогает обеспечить равенство в вопросах оказания медицинской помощи по всему миру[1].

Телемедицина — это использование технологий цифровой связи с помощью таких аппаратных средств, как планшеты, ноутбуки, настольные компьютеры и мобильные телефоны, для виртуального медицинского обслуживания. Она подразумевает взаимодействие между пациентами и медицинским персоналом по электронной почте, телефону, видеосвязи или видеоконференции, с помощью дистанционных устройств и Интернета для своевременного оказания медицинских услуг, информирования и обучения. Благодаря технологиям телемедицины пациенты могут легко связаться с работниками здравоохранения, которые обеспечат диагностику, наблюдение и лечение множества хронических и острых заболеваний[2, 3].

Средства телемедицины, первоначально разработанные для предоставления основного медицинского обслуживания пациентам из сельской местности и регионов с недостаточным уровнем медицинской помощи, нашли более широкое применение после начала пандемии COVID-19[3]. Поскольку из-за социального дистанцирования пациенты стали реже посещать медицинские учреждения, поставщикам медицинских услуг пришлось незамедлительно перейти на оказание виртуальной помощи[1]. Достижения в области информационных технологий в медицине и расширение доступа к услугам системы здравоохранения обусловили развитие телемедицины. Повышение значимости таких факторов, как удовлетворенность пациентов лечением, предоставление качественной помощи и сокращение затрат, также ускорило внедрение средств телемедицины[3].

Цель телемедицины заключается в улучшении доступа к услугам здравоохранения и снижении расходов на медицинское обслуживание[4]. В настоящее время внедряются многочисленные технологии телемедицины в качестве экономически эффективного способа предоставления качественных медицинских услуг[3]. Эта статья поможет вам узнать больше о цифровом здравоохранении и понять важность этих инноваций с точки зрения обеспечения равенства в предоставлении медицинской помощи, а также их роль в будущем здравоохранения.


Значимость телемедицины

В последние годы подход к оказанию медицинской помощи существенно изменился благодаря средствам телемедицины. Сегодня пациенты могут обратиться к своему лечащему врачу или другим медицинским работникам, не выходя из дома и не теряя времени, ожидая приема. Телемедицина имеет и множество других преимуществ, но главная ее задача — улучшение системы здравоохранения и обеспечение равенства в предоставлении медицинской помощи[1].

Рассмотрим потенциальные преимущества телемедицины более подробно.

  • Улучшение доступа к медицинским услугам


Использование средств телемедицины позволило расширить доступ к ресурсам системы здравоохранения[1]. Благодаря телемедицине люди, проживающие в отдаленных и сельских районах, получают доступ к качественной диагностике, консультациям и лечению[5]. Она также повышает доступность медицинских услуг для уязвимых, с точки зрения медицины, групп населения и в регионах, не обеспеченных транспортом или медицинским персоналом[1].


  • Снижение беспокойства и стресса

По сравнению с обслуживанием пациентов в рамках личных посещений больниц и клиник доступ к медицинским услугам можно улучшить, предоставив пациентам и членам их семей возможность пользоваться телемедицинскими услугами на дому[5]. Например, использование средств телестоматологии позволит пациентам консультироваться с лицензированными стоматологами с помощью мобильного приложения, не посещая клинику. После отправки фотографий пациенты могут получить индивидуальную консультацию по улучшению здоровья полости рта[6].


Виртуальное предоставление медицинских услуг также позволит свести к минимуму беспокойство и стресс, которые пациенты испытывают при посещении больницы, и сократить время ожидания приема. Таким образом врачи смогут ежедневно принимать больше пациентов[2].


  • Повышение вовлеченности пациентов в процесс лечения

Ознакомление с информацией в режиме онлайн и автоматические напоминания позволяют повысить уровень вовлеченности пациентов в процесс лечения[2]. Пациенты с хроническими заболеваниями, которым требуются частые обследования, могут проходить их дистанционно в случаях, когда личное посещение врача не требуется[1]. Пациенты, которые не приходят на прием в клинику из-за проблем с передвижением, инвалидности или сложностей с транспортом, также могут получать консультации в любом удобном месте с любого доступного устройства[2].


Например, с помощью беспроводного датчика и одноразовых электродов в виде пластырей, размещаемых на животе беременной женщины, медицинский персонал может дистанционно контролировать показатели жизненно важных функций как плода, так и матери, чтобы свести к минимуму ненужные физические контакты[6].


С помощью средств телемедицины также можно:

  • заранее предоставлять историю болезни, список лекарственных средств, аллергоанамнез;
  • обсуждать симптомы и передавать фотографии, которые помогут лучше описать симптомы;
  • отправлять рецепты в аптеку в электронном виде;
  • безопасно оплачивать прием в режиме онлайн[7].

Такой уровень вовлеченности позволяет пациентам лучше следить за здоровьем и обращаться за помощью до того, как их состояние станет критическим[2].


  • Улучшение исходов лечения

Одно из важнейших преимуществ телемедицины — это значительное улучшение результатов лечения пациентов[2]. Использование средств телемедицины позволяет снизить количество осложнений, о которых сообщают пациенты, повысить удовлетворенность пациентов лечением и, возможно, снизить уровни смертности[2, 3]. Также телемедицина позволяет улучшить качество медицинской помощи за счет повышения ее эффективности, доступности, оперативности и гибкости, а также более доступных цен на медицинские услуги. Кроме того, она обеспечивает своевременный обмен информацией между пациентами или членами их семей и лечащим врачом[5].

Постоянный контакт может помочь медицинским работникам укрепить связи с пациентами и избежать различных неблагоприятных последствий в результате несвоевременных или пропущенных приемов[1]. Это также дает пациентам возможность самоконтроля и внесения важных корректировок, позволяющих предотвратить госпитализацию[5]. Благодаря технологии удаленного мониторинга с успехом решаются проблемы, связанные с ведением пациентов с заболеваниями сердца, сахарным диабетом, повышенным артериальным давлением, а также нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата и нарушениями поведения[2].


  • Снижение риска заражения вирусом SARS-CoV-2


Посещение больниц связано с финансовыми затратами и не всегда необходимо. Теперь пациенты с заболеваниями в острой фазе могут незамедлительно получить помощь, не подвергая себя риску заражения вирусом SARS-CoV-2[2]. Использование средств телемедицины помогает избежать прямых физических контактов между медицинскими работниками и пациентами, при этом обеспечивая непрерывность предоставления медицинских услуг населению и способствуя снижению заболеваемости и смертности, связанных со вспышкой заражения вирусом SARS-COV-2[8].

С помощью телемедицины также можно защитить пациентов с повышенным риском развития осложнений коронавирусной инфекции (COVID-19)[2]. Использование этой виртуальной платформы, основанной на технологиях, может обеспечить непрерывность оказания медицинской помощи без увеличения риска заражения[9].


  • Снижение затрат


Еще одно важное преимущество — сокращение затрат. Использование средств телемедицины обеспечивает быстрое и более эффективное медицинское обслуживание при меньших финансовых затратах. Это позволяет поставщикам услуг снижать расходы за счет минимизации расстояния и времени, необходимых для проведения лечения[2]. Это также позволяет свести к минимуму транспортные расходы, которые часто обременительны для пациентов с низким социально-экономическим статусом[4].

 

  • Трудности, с которыми сталкивается телемедицина

Телемедицина позволяет врачам проводить виртуальную оценку, диагностику и лечение пациентов[10]. И в этом имеется множество преимуществ как с точки зрения пациентов, так и с точки зрения медицинских работников. Однако есть ряд факторов, препятствующих широкому распространению телемедицины[3].

С точки зрения поставщиков медицинских услуг, к таким факторам относятся:

- льготное обеспечение;

- нормативные и правовые барьеры (обременительные ограничения и правила);

- возможности масштабирования системы.


С точки зрения пациентов, к таким факторам относятся:

- осведомленность;

- доступ;

- меры безопасности (безопасность персональных данных о состоянии здоровья, передаваемых в электронном виде).


Однако многообещающие возможности использования средств телемедицины превосходят небольшие препятствия, с которыми можно столкнуться при внедрении соответствующих технологий в практику[2, 9]. Несмотря на эти препятствия, технологии телемедицины, по всей видимости, будут получать все более широкое распространение по мере того, как пациенты и поставщики медицинских услуг будут привыкать к такому формату взаимодействия вместо общения при личной встрече[3].


Дальнейшие перспективы

Развитие медицинского обслуживания идет рука об руку с развитием технологий. Телемедицина включает в себя такие услуги в сфере здравоохранения, как образование и исследования в области медицины, беспроводные медицинские приложения, дистанционное наблюдение пациентов, консультирование пациентов по видеосвязи и передача медицинских данных с помощью видео- и аудиотехнологий[3].

Население нуждается в простых и последовательных цифровых решениях, которые помогут получать лекарственные препараты, записываться на прием и получать важную информацию и советы касательно здоровья. Предполагается, что телемедицина не будет преходящим явлением в здравоохранении, а станет важным компонентом комплексного плана медицинского обслуживания и позволит повысить удовлетворенность как врачей, так и пациентов[1].

Катастрофическое распространение COVID-19 потребовало быстрого принятия эффективных решений для борьбы с этой вирусной инфекцией. С этой точки зрения, использование технологий телемедицины может помочь снизить нагрузку на врачей и национальные системы здравоохранения. Внедрение этой цифровой платформы может упростить диагностику и лечение пациентов[5].

Телемедицина продолжает привлекать огромные инвестиции, причем с ее помощью обеспечивается большая финансовая приемлемость, эффективность и доступность медицинских услуг для всего населения[1]. Следует способствовать использованию средств телемедицины для оказания помощи при хронических и острых заболеваниях, а также в рамках оказания первичной и специализированной медицинской помощи[11]. Вместо того, чтобы рассматривать телемедицину в качестве экспериментального варианта, медицинские учреждения, врачи и пациенты должны использовать ее в полной мере для оптимизации и повышения эффективности медицинской помощи[1, 5].


Список литературы

1. Digital Health Trends 2021: 5 Technologies That Will Define the Future of Healthcare. Доступно по ссылке: https://masschallenge.org/article/digital-health-trends

(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

2. Telehealth: Benefits and Challenges to Consider When Implementing the Healthcare of the Future. Доступно по ссылке: https://welkinhealth.com/telehealth-benefits-and-challenges/

(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

3. Gajarawala SN, Pelkowski JN. Telehealth benefits and barriers. The Journal for Nurse Practitioners. 2021 Feb 1;17(2):218-21.

4. Mechanic OJ, Persaud Y, Kimball AB. Telehealth systems. Портал StatPearls (в Интернете). Трежер-Айленд, штат Флорида: StatPearls Publishing; 18 сентября 2021 г. PMID: 29083614. Идентномер на книжной полке: NBK459384.

5. Senbekov M, Saliev T, Bukeyeva Z, Almabayeva A, Zhanaliyeva M, Aitenova N et al. The recent progress and applications of digital technologies in healthcare: a review. International journal of telemedicine and applications. 2020 Dec 3;2020.

6. 10 innovative examples of telehealth in action. Доступно по ссылке:https://www.philips.com/a-w/about/news/archive/features/2021/20210401-10-innovative-examples-of-telehealth-in-action.html (дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

7. Telehealth: The Advantages of Telemedicine. Доступно по ссылке: https://www.cloverinternalmedicine.com/blog/telehealth-virtual-care

(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

8. Monaghesh E, Hajizadeh A. The role of telehealth during COVID-19 outbreak: a systematic review based on current evidence. BMC Public Health. 2020 Dec;20(1):1-9.

9. Telehealth benefits & challenges. Доступно по ссылке:

https://www.healthstream.com/resource/blog/telehealth-benefits-challenges

(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

10. 7 Trends Shaping the Future of Telemedicine in Healthcare. Доступно по ссылке: https://appinventiv.com/blog/top-telehealth-trends/

(дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

11. Centers for Disease Control and Prevention. Using Telehealth to Expand Access to Essential Health Services during the COVID-19 Pandemic.

Доступно по ссылке: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/hcp/telehealth.html (дата последнего обращения: 30 октября 2021 г.).

Комментарии (0)

Вы хотите удалить этот комментарий? Пожалуйста, укажите комментарий Неверное текстовое содержимое Текст не может превышать 1000 символов Что-то пошло не так Отменить Подтвердить Подтвердить удаление Скрыть ответы Вид Ответы Смотреть ответы ru en ua
Попробуйте поиск по словам: