Министерство Здравоохранения России разработало проект приказа о порядке применения клинических рекомендаций (КР), который был направлен профессиональным медицинским сообществам. В проекте описан алгоритм действий врачей в случаях, когда нет возможности следовать национальным гайдлайнам, например, по причине отсутствия необходимых специалистов, лекарств или расходных материалов.
Что нового? Министерство Здравоохранения России разработало проект приказа о порядке применения клинических рекомендаций (КР), который был направлен профессиональным медицинским сообществам. В проекте описан алгоритм действий врачей в случаях, когда нет возможности следовать национальным гайдлайнам, например, по причине отсутствия необходимых специалистов, лекарств или расходных материалов.
В документе рассматривают алгоритм действий в условиях нехватки необходимых ресурсов. В первую очередь, речь идёт о случаях, когда в организации отсутствуют ключевые элементы для полноценного оказания помощи, включая квалифицированный персонал, медикаменты и медицинские изделия.
Когда возможности заведения не позволяют обеспечить требуемый уровень медицинской помощи, пациента следует перенаправить в другое учреждение системы обязательного медицинского страхования или задействовать телемедицинские решения. Этого же подхода стоит придерживаться и в ситуации, когда организация не располагает лицензией на необходимые услуги.
В процессе оказания помощи лечащий врач получает право самостоятельно определять терапевтическую стратегию в зависимости от клинической картины, принимая во внимание информацию из рекомендаций. При необходимости уточнения диагноза и назначения подходящего лечения возможно проведение консилиума с участием других специалистов.
Доктор, осуществляющий диагностику, должен пользоваться данными КР, анализируя жалобы пациента, ранее собранный анамнез и результаты исследований. Учитывается как основное заболевание, так и наличие осложнений, а также сопутствующих болезней, что определяет последовательность и объём требуемых медицинских вмешательств.
Также предусмотрена возможность применения лекарств и специализированных изделий, не указанных в клинических рекомендациях, при наличии веских медицинских показаний. Решение о таком подходе принимает врачебная комиссия. Наряду с этим КР не могут служить основанием для федерального контроля качества медицинской помощи в рамках Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Указанные изменения активно обсуждаются для внесения в федеральное законодательство. Это поможет предотвратить ситуации, когда органы правопорядка могут использовать клинические рекомендации как инструмент давления на врачей, особенно в условиях нехватки ресурсов в регионах.
Исследования показывают, что более 40% врачей в России обеспокоены возросшим числом уголовных дел в связи с обязательными клиническими рекомендациями, вступившими в силу с 1 января 2025 года. При этом лишь 47% врачей отмечают хорошее знание актуальных рекомендаций по своей специальности.
Обсуждение клинических рекомендаций актуально с 2018 года, когда они были интегрированы в законопроекты, касающиеся защиты здоровья граждан и организации системы ОМС. КР легли в основу системы финансирования и оценки качества оказания медицинской помощи, а также служат отправной точкой для экспертов при проведении аудитов и решения правовых вопросов в судах.
Минздрав разослал в профсообщества проект поправок об использовании клинрекомендаций
Комментарии (1)