Связанные с питанием хронические воспалительные процессы играют ключевую роль в развитии подагры у женщин, при этом провоспалительные диеты повышают риск, а противовоспалительные диеты обеспечивают надежную защиту.
Согласно результатам 3 проспективных когортных исследований, модели питания, модифицирующие воспалительный ответ, заметно влияют на риск подагры у женщин, при этом провоспалительные диеты повышают риск, а противовоспалительные диеты снижают его. Исследователи наблюдали за 79 104 женщинами из Исследования здоровья медсестер (NHS; 1984–2016) и 93 454 женщинами из NHSII (1991–2017). Для оценки пищевого воспалительного потенциала участниц просили каждые 4 года заполнять валидированные Анкеты по частоте приема пищи.
Для классификации рационов питания участниц использовали Эмпирическую оценку воспалительного паттерна питания (Empirical Dietary Inflammatory Pattern; EDIP), показатель, основанный на потребляемых продуктах, и позволяющий прогнозировать системное воспаление. Для сравнения, в исследование также были включены данные 45 445 мужчин из Исследования последующего наблюдения за медицинскими работниками (1986–2016 гг.).
При помощи модели пропорциональных рисков Кокса, была изучена связь между EDIP и инцидентной подагрой, диагностированной врачом. Исследователи также проверили, сохраняется ли эта связь при использовании моделей здорового питания, основанных на рекомендациях (например, Диета для профилактики и лечения гипертензии [DASH] и Альтернативный индекс здорового питания [AHEI]), которые были полезны при подагре.
За период последующего наблюдения, охватывающий 4 372 320 человеко-лет, у женщин было зарегистрировано 5 425 новых случаев подагры. В ходе анализа была установлена сильная связь между провоспалительными диетами и риском подагры у женщин. У женщин в квинтиле с самым высоким значением EDIP (диета с наибольшим провоспалительным эффектом) риск развития подагры был в два раза выше, чем у женщин в квинтиле с самым низким EDIP (отношение рисков [ОР] = 2,02). Даже после поправки на индекс массы тела, известный фактор риска подагры, связь оставалась значительной (ОР=1,71).
Напротив, у женщин, придерживавшихся диет с наиболее сильным противовоспалительным действием, наблюдался самый мощный защитный эффект, который снижал риск подагры на 42% (ОР=0,58). Этот защитный эффект был выше, чем у других диет, основанных на рекомендациях, включая диету DASH (HR=0,80) и AHEI (HR=0,81). Интересно, что влияние диеты на риск подагры у мужчин было значительно ниже. ОР для самого высокого и самого низкого квинтиля EDIP у мужчин составляло всего 1,24, что говорит о потенциальных половых различиях в влиянии диеты на развитие подагры.
Эти результаты подчеркивают важную роль воспаления, вызванного диетой, в развитии подагры у женщин. В то время как предыдущие исследования были сосредоточены на продуктах, богатых пуринами, и их прямой связи с гиперурикемией, в данном исследовании выделяют более масштабный воспалительный механизм, приводящий к возникновению подагры. Таким образом, изменения режима питания, в частности, снижение потребления провоспалительных продуктов, могут выступать в качестве стратегии профилактики для женщин, подверженных риску подагры.
Arthritis & Rheumatology
Pro-inflammatory dietary pattern and the risk of female gout: sex-specific findings from three prospective cohort studies
Sharan K Rai и соавт.
Комментарии (0)