Дайджест новостей декабря - 2023 Дайджест новостей декабря - 2023

Команда Medznat стремится следить за новостями в медицине и смежных областях науки. В последнем месяце уходящего года ученые обнаружили связь дофамина с развитием болезни Паркинсона, описали синдром новогодней елки и зафикcировали новый вирус в перуанских джунглях.

Обнаружен неизвестный ранее механизм, виновный в болезни Паркинсона

Нейромедиатор дофамин известен как гормон радости. Несмотря на то, что его роль в организме достаточно хорошо изучена – он является важной частью системы вознаграждения головного мозга – ученые давно предполагали, что он может выполнять и иные функции.

Их гипотеза оказалась верной. Исследовательская группа из Северно-западного университета (США) обнаружила (см. прим. 1) три неизвестных ранее типа нейронов, чувствительных к дофамину, расположенных в районе мозга, называемом черной субстанцией.

Эти нейроны реагировали на движение и не коррелировали с вознаграждением и удовольствием. Черная субстанция тесно связана с развитием болезни Паркинсона, появление симптомов которой ассоциировано с гибелью нейронов в ней и развивающейся нехваткой дофамина. При этом утрата нейронов этого типа никак не сказывается на работе системы вознаграждения.

Используя флуоресцентные метки, авторы смогли наблюдать за работой нейронов. Им удалось обнаружить нейроны, которые выполняли двойную функцию – были вовлечены и в процесс движения, и реагировали на вознаграждение. Кроме того, они выяснили, что дофаминовые нейроны, участвующие в ускорении, находились в области черной субстанции и чаще погибали вместе с другими нейронами. Нервные клетки, ответственные за замедление движения, выживали.

Ученые предполагают, что этот механизм тоже вносит свой вклад в развитие болезни Паркинсона: гибель «ускорительных» нейронов и увеличение доли «замедляющих», приводит к проявлению основных признаков заболевания – ригидности мышц, сложностям с ходьбой и другими движениями.

Синдром новогодней елки: первые симптомы

В период новогодних праздников самочувствие может ухудшиться не только из-за слишком большой порции оливье или подхваченного ОРВИ, но и из-за традиционного новогоднего украшения – елки. Исследователи используют для описания этого недомогания специальный термин «синдром новогодней елки». Среди его симптомов: насморк, чихание, ощущение першения в горле, кашель, изредка – кожные проявления.

Все это – признаки аллергической реакции, которую провоцируют хвойные растения. Аллергенами может быть пыльца, пылевые клещи и, чаще всего, плесень, присутствующая на стволе и ветках. Исследования показывают (см. прим. 2), что на среднестатистическом новогоднем дереве может одновременно находиться до 50 видов плесени. Число плесневых спор за 2 недели, пока елка стоит дома, возрастает с 800 до 5000 в одном кубическом метре воздуха.

Особенно опасен этот синдром для тех, кто страдает астмой. Болезнь может обостриться, а состояние серьезно ухудшиться. Именно поэтому специалисты считают, что таким людям для украшения дома лучше выбрать искусственную ель.

В джунглях Перу путешественник заразился неизвестным вирусом

Молодой мужчина, путешествовавший по Южной Америке, заразился (см. прим. 3) неизвестным науке вирусом. Само инфицирование произошло еще в 2019 году, но информация в прессе об этом появилась только в 2023 году.

Путешественник обратился в больницу с высокой температурой, мышечными и головными болями, светочувствительностью и болью в области глаз. Симптомы были похожи на признаки лихорадки Денге, однако дифференцированная диагностика это предположение не подтвердила. Ученые обнаружили, что мужчина заразился новой разновидностью флебовируса, которая ранее не была описана в литературе.

Самый известный флебовирус – вирус лихорадки Рифт-Валлей, поражающий крупный рогатый скот, и не представляющий опасности для человека. Новый вирус несколько отличается от него и ,скорее всего, появился в ходе генетической рекомбинации. Он получил название вирус Эхарате, что связано с названием местности в Перу.

Ученые пока не могут сказать, насколько распространен этот вирус, так как зарегистрирован всего лишь один случай заражения им.

1. Неожиданное открытие, касающееся дофамина