Дайджест новостей июня-2023 Дайджест новостей июня-2023

Команда Medznat пристально следит за научными исследованиями, открытиями и достижениями в медицине и смежных областях. Ниже – три любопытных новости текущего июня, которые вы могли пропустить: о корреляции веса и старения мозга, о человеческом синтетическом эмбрионе и диагностике болезни Альцгеймера по состоянию микробиоты.

Снижение веса помогает замедлить старение мозга

Старение – естественный процесс, отражающийся и на внешности человека, и на том, что происходит внутри организма, на молекулярном уровне. Перемены в клетках и тканях определяют так называемый биологический возраст, повлиять на который, уверяют ученые, вполне реально.

Один из способов, который предложили исследователи (см. прим. 1) из израильского Университета Бена-Гуриона – изменение рациона: достаточно придерживаться, например, средиземноморской диеты, или любой другой системы питания, ведущей к снижению веса. Эти перемены замедляют старение мозга и тормозят возникновение когнитивных изменений.

Такие выводы были сделаны после наблюдения за 102 участниками эксперимента в течение 18 месяцев. Все они прошли процедуру МРТ головного мозга до начала исследования и после его завершения. Кроме того, каждый из них взвесился и сдал анализы для оценки функции печени и уровня холестерина в крови. Исследователи, используя компьютерную модель, предложили способ оценки биологического возраста мозга.

Всех участников разделили на три группы. Одни придерживались средиземноморской диеты, богатой рыбой, птицей и орехами, другие также следовали этой системы питания, но дополнительно пили зеленый чай и ели продукты, богатые антиоксидантами, третьи просто питались правильно и сбалансированно. Кроме того, каждый получил бесплатный абонемент в спортзал.

Спустя полтора года выяснилось, что в среднем каждый участник похудел примерно на 2,3 кг, а потеря всего 1% веса омолаживала мозг на 9 месяцев. Кроме этого, снижение веса помогло улучшить липидный обмен.

Исследователи не выясняли, повлияло ли омоложение мозга каким-то образом на когнитивные способности, однако, не исключают, что такое могло произойти – существуют исследования (см. прим. 2), в которых показано положительное влияние средиземноморской диеты на память.

Создан первый в мире синтетический человеческий эмбрион

Исследователям удалось совершить новое открытие в области эмбриологии – о нем рассказала (см. прим. 3) профессор Магдалена Зерницка-Гетц (Magdalena Żernicka-Goetz) в ходе ежегодной встречи Международного общества исследований в области стволовых клеток (International Society for StemCell Research).

Ее команда создала синтетический человеческий эмбрион, для чего им не потребовались ни сперматозоиды, ни яйцеклетки. Открытие всколыхнуло научный мир и ожидаемо вызвало дебаты по поводу этичности и легальности подобных экспериментов.

Эмбрион был выращен из стволовых клеток и культивировался до стадии, соответствующей 14 дням развития в матке. У исследователей нет данных, может ли он развиваться дальше, так как существующее законодательство не позволяет культивировать человеческие эмбрионы в лабораторных условиях дольше этого периода. Авторы не планировали подсаживать его в матку или проводить иные эксперименты. Основная цель, которую они преследовали – показать потенциальную возможность создания такого эмбриона, а также понаблюдать за этапами его развития. Это, считают исследователи, поможет лучше понять причины привычных выкидышей и других аномалий вынашивания.

Ранее подобных результатов уже удалось добиться на мышах и обезьянах (см. прим. 4), но появление человеческого синтетического эмбриона без всякого оплодотворения, а лишь в результате манипуляций над клетками, стало гораздо более громким и спорным событием.

Пока, впрочем, неясно, насколько строение этого искусственного эмбриона сходно со строением настоящего. Результаты изучения созданных подобным образом эмбрионов животных неоднозначны. Большая часть эмбрионов обезьян после подсадки не прикрепилась к стенке матки, а те, которым удалось это сделать, развивались с аномалиями. Мышиные эмбрионы оказались более успешно, но все равно процесс сопровождался существенными дефектами.

Состояние кишечной микробиоты предскажет риск развития болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера остается одной из самых распространенных и, одновременно, одной из наиболее загадочных болезней. У исследователей до сих пор нет лекарств, способных вылечить пациентов, отсутствуют достоверные методы ранней диагностики и даже определения, кто входит в группу риска.

Именно поэтому любые открытия в этой области приветствуются и врачебным, и научным, и пациентским сообществом. Одно из них связано с исследованием (см. прим. 5), которое провели ученые из Университета Вашингтона. Авторы уверяют, что изменения кишечной микробиоты могут быть ранним диагностическим признаком этого заболевания.

В ходе исследования авторы брали образцы стула у 164 участников эксперимента. Одни были полностью здоровы, у других наблюдались доклинические признаки болезни Альцгеймера при отсутствии каких-либо когнитивных изменений. Эти признаки были идентифицированы с помощью МРТ головного мозга, ПЭТ, анализа спинномозговой жидкости для выявления бета-амилоидных белков и тау-белка.

Оказалось, что состав микробиоты коррелировал с изменениями в головном мозге – наличием в его тканях тау-белка и амилоидных бляшек. Всего исследователи обнаружили 13 бактериальных штаммов (семь из которых относились к роду Бактероидов), наличие которых прочно ассоциировалось с доклиническими признаками этого заболевания. Авторы уверяют, что изучение состава кишечной микробиоты значительно повышает точность диагностики и этот подход стоит добавить к остальным способам выявления болезни Альцгеймера.

Кстати, вы можете прочесть недавний выпуск нашей рубрики «Этот день в истории медицины», посвященный Алоису Альцгеймеру: https://www.medznat.ru/practice/medical-billing/etot-den-v-istorii-mediciny-den-rozdeniya-alcge-6971

Примечания:

1. Снижение веса способно замедлить снижение когнитивных функций

2. Положительное влияние средиземноморской диеты на качество памяти

3. Создан первый синтетический человеческий эмбрион

4. Эксперименты с синтетическими эмбрионами уже проводились на мышах
https://www.nature.com/articles/s41586-022-05246-3 и обезьянах https://www.eurekalert.org/news-releases/984456?

5. Версия, что изменение кишечной микробиоты может быть ранним диагностическим признаком болезни Альцгеймера