«У этого молодого человека, Огюста Ренуара, нет таланта. Скажите ему, чтобы он бросил живопись», — говорил Эдуард Мане [7]. К счастью, Ренуар не последовал этому совету и стал выдающимся импрессионистом [8]. Однако отсутствие признания на первых порах было не единственной проблемой, с которой ему пришлось столкнуться. Важнейшим испытанием стало тяжелое заболевание. Но давайте по порядку.
Молодость
Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Париже. Из-за материальных трудностей в 13 лет он бросил школу и устроился работать на фарфоровую фабрику [7].
Работа дала ему средства для осуществления его большой мечты — в 21 год он поступил в школу изящных искусств [7]. Молодой Ренуар активно трудился в Париже, но в начале карьеры он столкнулся с отсутствием признания таланта.
Заболевание
Преодолев бедность и скепсис по поводу своих способностей, художник столкнулся с гораздо более серьезным испытанием — в 47 лет он заболел ревматоидным артритом (РА) [9]. К 70 годам художник стал инвалидом [9]. В 1912 году, в 71 год, он перенес инсульт, который частично парализовал его руки и ноги. Однако считается, что паралич возник из-за РА, поразившего шейный отдел позвоночника [9].
В 1919 году у Ренуара развился некроз пальцев, что свидетельствовало о системном характере заболевания [9]. В том же году он заболел пневмонией и умер. В день своей смерти он работал над известной картиной «Анемоны» [9], которая стала примерно шеститысячной в его творчестве.
Несмотря на болезнь — не останавливаться
Для облегчения процесса работы Ренуар обматывал руки бинтами, чтобы предотвратить контакт кожи с красками и растворителями [7].
Из-за ограничения объема движений в плечах художник мог рисовать только небольшие участки — 30×30 см- [9]. Чтобы облегчить процесс, он создал специальную конструкцию — движущийся холст [9].
Полотно было натянуто на деревянные рейки, которые вращались вокруг веретен, соединенных цепью от велосипеда. Этот механизм приводился в движение рукояткой, которая позволяла перемещать полотно вверх и вниз. Помощники или сыновья Ренуара переворачивали холст, когда ему нужно было работать с верхней или нижней частью картины [9].
Ренуар говорил: «Боль проходит, а красота остается» [7]. Печаль и отчаяние никогда не появлялись в его работах, которые всегда были посвящены темам счастья и красоты [9].
Методы борьбы с болезнью
К сожалению, «художник счастья» жил в то время, когда не существовало ни болезнь-модифицирующих противоревматических препаратов, ни препаратов, значительно снижающих выраженность болевого синдрома. В результате он стал жертвой естественного течения болезни. Врачи назначали ему лишь чистящие средства и антипирин, которые, увы, не приносили облегчения [9].
Читая историю Ренуара, мы можем по-настоящему оценить достижения медицины сегодня. Современные препараты, такие как НПВП, способны значительно облегчить боль и воспаление, позволяя людям продолжать жить полноценной жизнью. Один из таких лекарственных препаратов — Найз®, который помогает бороться с болью уже 25 лет. Благодаря своей высокой скорости действия (всего 20 минут) [6] и благоприятному профилю безопасности для желудочно-кишечного тракта [10] и сердечно-сосудистой системы [11], Найз завоевал доверие как врачей, так и пациентов.
*Найз® 100 мг зарегистрирован в РФ 19.08.1998г. РУ ЛП-№(006398)-(РГ-RU) и является лидером по продажам в упаковках в России среди нимесулидов для перорального приема, IQVIA MAT сентябрь 2024, бренд №1 среди нимесулидов в мире по продажам в упаковках, IQVIA, база MIDAS, MAT сентябрь 2024.
**В исследованиях наблюдались низкие риски ЖКТ кровотечений, цереброваскулярных событий [3-5].
Источники:
1. Общая характеристика лекарственного препарата (ОХЛП) в отношении лекарственного препарата «Найз»100 мг, ЛП-№(006398)-(РГ-RU) от 31.07.2024
2. Rojas J, Guisao S, Ruge V. Functional Assessment of Four Types of Disintegrants and their Effect on the Spironolactone Release Properties // AAPS PharmSciTech, 2012 Dec; 13 (4): 1054–1062.
3. Castellsague J, Pisa F, Rosolen V et al. Risk of upper gastrointestinal complications in a cohort of users of nimesulide and other nonsteroidal anti-inflammatory drugs in Friuli Venezia Giulia, Italy. Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2013 Apr;22(4):365-75. Исследование FVG-GI: 588.827 пациентов, принимавших НПВП, 3031 эпизод ЖКТ-кровотечений за 2001-2008 гг.
4. Lapi F, Piccinni C, Simonetti M et al. Non-steroidal anti-inflammatory drugs and risk of cerebrovascular events in patients with osteoarthritis: a nested case-control study. Intern Emerg Med. 2016;11(1):49-59. doi: 10.1007/s11739-015-1288-3.
5. А.Е. Каратеев «Российский опыт применения нимесулида: обзор клинических испытаний» Consilium medicum Том 13 No 9. C. Mattia, S. Ciarcia, A. Muhindo, F. Coluzzi «Nimesulide 25 anni dopo» Minerva Med. 2010. Vol. 101. Р. 285–293.
6. Кудаева Ф.М., Барскова В.Г., Насонова В.А. Сравнение скорости наступления противовоспалительного и анальгетического эффекта таблетированных нимесулидов и диклофенака натрия при подагрическом артрите: рандомизированное исследование. Научно-практич. ревматология. – 2008. – No1. – С. 55-59.
7. da Mota LM, Neubarth F, Diniz LR, de Carvalho JF, dos Santos Neto LL. Pierre-Auguste Renoir (1841-1919) and rheumatoid arthritis. J Med Biogr. 2012 May;20(2):91-2.
8. Gandhi JS. The Rheumatoid Hands of Renoir. Am J Med. 2019 May;132(5):658-659.
9. Zeidler H. Great artists with rheumatoid arthritis: what did their disease and coping teach? Part I. Pierre-Auguste Renoir and Alexej von Jawlensky. J Clin Rheumatol. 2012 Oct;18(7):376-81.
10. Castellsague J, Pisa F, Rosolen V, Drigo D, Riera-Guardia N, Giangreco M, Clagnan E, Tosolini F, Zanier L, Barbone F, Perez-Gutthann S. Risk of upper gastrointestinal complications in a cohort of users of nimesulide and other nonsteroidal anti-inflammatory drugs in Friuli Venezia Giulia, Italy. Pharmacoepidemiol Drug Saf. 2013 Apr;22(4):365-75.
11. Lapi F, Piccinni C, Simonetti M, Levi M, Lora Aprile P, Cricelli I, Cricelli C, Fanelli A. Non-steroidal anti-inflammatory drugs and risk of cerebrovascular events in patients with osteoarthritis: a nested case-control study. Intern Emerg Med. 2016 Feb;11(1):49-59.
Комментарии (0)