EN | RU
EN | RU

Поддержка Медзнат

Назад
Действие закона о защите прав потребителей при оказании медицинской помощи Действие закона о защите прав потребителей при оказании медицинской помощи
Действие закона о защите прав потребителей при оказании медицинской помощи Действие закона о защите прав потребителей при оказании медицинской помощи

Права пациента в системе ОМС, как застрахованного лица и потребителя медицинских услуг.

Права пациента в системе обязательного медицинского страхования.

При оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС, права застрахованных обеспечивают:

  • Медицинские организации;
  • Страховые медицинские организации;
  • Территориальные фонды ОМС.

Пациенты, как застрахованные лица в системе ОМС, исходя из положений ст.16 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на:

  • Бесплатное оказание им медицинской помощи;
  • Выбор страховой медицинской организации;
  • Замену страховой медицинской организации;
  • Выбор медицинской организации;
  • Выбор врача;
  • Получение от Федерального фонда, Территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • Защиту персональных данных;
  • Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи;
  • Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи;
  • Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Следует отметить, что оказание медицинской помощи по программе ОМС не предусматривает заключение договора между пациентом и медицинской организацией договора на оказание платных медицинских услуг, а реализуется за счет средств ОМС.

Права пациентов – потребителей медицинских услуг.

В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», потребители имеют право на:

  • Безопасность услуг/работ;
  • Надлежащее качество услуг/работ;
  • Информацию об услугах/работах;
  • Информацию об Исполнителе;
  • Соблюдение сроков оказания услуг/выполнения работ;
  • Соблюдение сроков устранения недостатков оказанной услуги/выполненной работы при обнаружении недостатков оказанной услуги/выполненной работы;
  • Соблюдение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя.

При этом необходимо отметить, что в преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» дано определение потребителю и исполнителю, а именно: «Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель – исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору».    

Таким образом, заключение договора между медицинской организацией и пациентом/заказчиком на оказание платных медицинских услуг является обязательным.

Действие Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в системе обязательного медицинского страхования.

Об этом прямо указано в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а именно: «К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей». То есть, пациент в системе ОМС имеет права не только как застрахованного лица, но и как потребителя. И в случае нарушения его прав, как потребителя, пациент может обратиться с иском в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав, как потребителя. При этом стоит отметить, что факт нарушения прав потребителя является достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации потребителю морального вреда, что следует из вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ.

Таким образом, в случае нарушения прав пациента при оказании медицинской помощи в рамках ОМС и обращении пациента в суд, установленный факт нарушения прав потребителя повлечет за собой удовлетворение иска.

Авторы:

Жанна Олеговна Алтунян, медицинский юрист

Комментарии (0)

Рекомендации

Вы хотите удалить этот комментарий? Пожалуйста, укажите комментарий Неверное текстовое содержимое Текст не может превышать 1000 символов Что-то пошло не так Отменить Подтвердить Подтвердить удаление Скрыть ответы Вид Ответы Смотреть ответы ru
Попробуйте поиск по словам: