История открытия Helicobacter pylori История открытия Helicobacter pylori

От представлений о стерильности желудка — к современным взглядам на природу гастрита и рака

Долгое время считалось, что желудок стерилен, так как в нем присутствует соляная кислота, однако в 1875 году на слизистой оболочке желудка собак обнаружили бактерию¹. Культивировать ее не удалось, так как не было подходящих питательных сред, поэтому это открытие не получило должного внимания². И только спустя 130 лет Уоррену и Маршаллу удалось доказать на своем опыте, что эта загадочная бактерия — причина развития гастрита и язвы желудка у человека² ³.

Предпосылки

Открытие спиралевидных бактерий в 1875 году немецкими учеными Ботхером и Лютюлембыло первой предпосылкой к открытию Уоррена и Маршалла, но далеко не единственной¹.

Появилось предположение о возможной роли этого микроорганизма в патогенезе заболеваний ЖКТ. Его сделал В. Яворский в 1886 году. Он обнаружил бактерии спиралеобразной формы в промывных водах желудка человека и назвал их Vibrio rugula².

Удалось размножить этот микроорганизм в организмах животных.  В 1893 году Д. Бицзозеро в своих наблюдениях описал похожую «спирохету», которая колонизирует слизистую оболочку желудка собак¹. А Хьюго Соломон через 3 года доказал, что она может передаваться собакам и кошкам через мышей¹ ³.

Получилось доказать роль бактерий в патогенезе рака желудка. В 1906 году В. Крейнитцописал спиралевидные бактерии, полученные из желудка человека с карциномой и назвал их спирохетами карциномы³. А в 1912 году профессор Й. Фибигер скормил тараканов, зараженных этими спирохетами, крысам и индуцировал у них опухоль желудка¹. За это в 1926 году получил Нобелевскую премию¹.

Появились предположения о бактериальной природе уреазной активности. В 1924 году Д. М. Лак и Т. Н. Сэт заметили, что в желудке человека присутствует обильная уреазнаяактивность, которая исчезала после лечения антибиотиками, но связь между этим ферментом и бактериями в желудке установить не смогли¹.

Бактерию удалось сфотографировать. В 1967 году С. Ито опубликовал фотографию париетальной клетки желудка, на которой была представлена H. pylori с несколькими жгутиками и типичной спиральной формой¹.

Казалось бы, доказательств более, чем достаточно, однако эти данные не воспринимали всерьез, а самих исследователей поднимали на смех, так культивировать бактерии все же не получалось¹.

Уоррен и Маршалл

В 1979 году Робин Уоррен обнаружил бактерии на поверхности слизистой оболочки желудка пациента с активным хроническим гастритом и предположил, что именно они вызвали заболевание¹. Коллеги отнеслись к теории скептически и отказались от сотрудничества, но молодой врач-стажер Барри Маршалл поддержал идею¹. Теперь они вместе стали искать способ выделить микроорганизм из биопсийного материала.

Первое время это не удавалось: через 48 часов чашки без видимого роста раз за разом утилизировали (считалось, что через это время биопсийный материал теряет свою диагностическую ценность)¹. Помогла Уоррену и Маршаллу счастливая случайность, когда культуры оставили в инкубаторе на длинные пасхальные выходные, 5-й день после биопсии появились колонии бактерий¹.

После того, как получилось их культивировать, оказалось, что присутствуют бактерии у многих пациентов с заболеваниям ЖКТ — у 65 из 100 с гастритом, у 13 из 13 пациентов с язвой двенадцатиперстной кишки и у 18 из 22 пациентов с язвой желудка¹. Свои результаты о влиянии Campylobacter pyloridis (так тогда назвали бактерию) ученые опубликовали в письме, однако медицинское и научное сообщество снова отнеслось к выводам со скептицизмом и критикой — мнение о том, что в кислоте не может выжить ни один микроорганизм, было сильнее¹.

Решительный шаг

Несмотря на поражение, Уоррен и Маршалл не сдавались. После неудачной попытки заразить бактериями поросят Барри Маршалл решился на эксперимент по самозаражению: он выпил содержимое чашки Петри, в котором находилась бактерия Campylobacter pyloridis, чтобы показать, что на самом деле именно она вызывает острое заболевание желудка¹ ².

По ожиданиям Маршалла до появления болезни был пройти примерно 1 год, однако уже через 3 дня семья Маршалла заметила, что у него стало плохо пахнуть изо рта, а на 7-й день ученый проснулся от сильной тошноты и рвоты¹. Через 10 дней ему провели повторную эндоскопию и биопсию, которые показали массивное воспаление и обсемененность Campylobacter pyloridis¹. Но и на этом ученые не остановились.

На 14-й день эксперимента Маршалл начал терапию солями висмута и метронидазолом¹. В течение 14 дней жалобы исчезли¹. Через месяц после завершения лечения вернулась в норму гистология¹.

В дальнейшем Уоррен и Маршалл также разработали специальные тесты для обнаружения бактерии, выяснили, что она не принадлежит к роду Campylobacter и дали ей то название, которое мы знаем сейчас — Helicobacter pylori¹.

Слава и успех

После экстраординарного эксперимента Уоррена и Маршалла первоначальные сомнения научного сообщества сменились ажиотажем¹.

В 1994 году национальные институты здравоохранения США начали рекомендовать антибиотики в схемах лечения язвенной болезни желудка и гастрита с повышенной кислотностью1. А Европейский консенсус в 1997 году сделал уточнение: к основной антибактериальной терапии рекомендуется добавить ингибитор протонной помпы (ИПП) для улучшения эрадикации¹.

В 2005 году Уоррен и Маршалл получили Нобелевскую премию в области медицины и физиологии за «открытие H. pylori и выяснение ее роли в развитии гастрита и язвенной болезни».

1. Бордин Д. С. и др. История открытия бактерии Helicobacter pylori //Терапевтический архив. – 2022. – Т. 94. – №. 2. – С. 283-288.
  2. Леднев С. А., Леднева В. С., Разуваева Ю. Ю. История открытия Helicobacter pylori //Молодежный инновационный вестник. – 2021. – Т. 10. – №. S2. – С. 90-91.
  3. Клименко А. А., Трофимова Е. В. Helicobacter pylori: история открытия //Клиницист. – 2006. – №. 3. – С. 68-71.
  4. Исламова Х. Т. Цитологическая диагностика инфекции helicobacter pylori у детей //Здоровье и болезнь. – 2012. – С. 111.
  5. Пиманов С. И., Макаренко Е. В. Обновленные рекомендации Маастрихт VI/Флорентийского консенсуса по лечению инфекции Helicobacter pylori //Consilium Medicum. – 2022. – Т. 24. – №. 12. – С. 851-859.

ГЛАВНЫЕ ТЕЗИСЫ

Долгое время считалось, что желудок стерилен, так как в нем присутствует соляная кислота, однако в 1875 году на слизистой оболочке желудка собак обнаружили бактерию.