Профилактика стрессовых язв не приводит к общему улучшению выживаемости у пациентов отделения интенсивной терапии, но, по-видимому, снижает 28-дневную смертность в определенных группах высокого риска, таких как пациенты со злокачественными опухолями, хроническими заболеваниями печени, коагулопатиями или у пациентов пожилого возраста.
Масштабное когортное исследование выявило важность персонифицированного подхода к профилактике стрессовых язв (СЯ) в зависимости от индивидуального профиля риска у пациентов, находящихся в критическом состоянии. Хотя профилактика СЯ широко используется в отделениях интенсивной терапии (ОИТ) для предотвращения желудочно-кишечных кровотечений, ее общая эффективность подвергается сомнению. В этом исследовании авторы изучали, могут ли определенные подгруппы пациентов отделения интенсивной терапии получить большую пользу, чем другие, и выявили значительную неоднородность в эффектах лечения.
В исследовании были проанализированы данные 25 475 пациентов отделения интенсивной терапии, у которых был минимум 1 фактор риска клинически значимого желудочно-кишечного кровотечения. Из них 6199 пациентов (24,3%) получали профилактическое лечение СЯ в течение 48 часов после поступления в отделение интенсивной терапии, причем наиболее часто назначаемым препаратом был фамотидин (53,7%). Используя статистические методы для балансировки исходных характеристик между группами лечения, авторы не обнаружили существенной разницы в 28-дневной смертности между пациентами, получавшими профилактику СЯ, и теми, кто ее не получал. Общее скорректированное отношение шансов (OR) для смертности составило 1,03, что свидетельствует об отсутствии явных преимуществ для выживания при регулярном использовании профилактики СЯ.
Однако когда исследователи изучили данные с помощью традиционного анализа подгрупп, анализа на основе риска и анализа на основе эффекта, были выявлены заметные различия. Влияние профилактики СЯ существенно различалось в зависимости от характеристик пациента. Например, у пациентов в возрасте 77 лет и старше наблюдалась существенно иная реакция по сравнению с более молодыми пациентами, при этом апостериорная вероятность разницы в эффекте лечения составляла 99,3%. Аналогичным образом, у пациентов с хроническими поражениями печени (99,9%), коагулопатиями (92,1%) или злокачественными новообразованиями (100%) наблюдалась более высокая вероятность пользы от профилактики СЯ.
Согласно анализу, основанному на оценке риска, пациенты с более высоким исходным риском смерти с большей вероятностью получат пользу, хотя вероятность остается умеренной (апостериорная вероятность OR > 1: 1,9%). Анализ на основе эффекта дополнительно выявил у пациентов со злокачественными опухолями и более высокими индексом коморбидности Чарльсон наибольший потенциал для улучшения результатов при применении профилактики СЯ. Таким образом, хотя профилактика СЯ может и не обеспечить снижения смертности среди общей популяции пациентов отделения интенсивной терапии, ее применение представляется более выгодным в определенных группах высокого риска.
Пациенты с хроническими поражениями печени, коагулопатиями, злокачественными новообразованиями и пациенты пожилого возраста могут получить значительную пользу от раннего начала профилактики СЯ. Эти результаты свидетельствуют о том, что более персонифицированный подход к профилактике СЯ может улучшить результаты лечения пациентов, одновременно сводя к минимуму неоправданное вмешательство у пациентов с низким риском.
BMC Medicine
Heterogeneous treatment effects of stress ulcer prophylaxis among ICU patients at risk for gastrointestinal bleeding
Yongpeng Xie и соавт.
Комментарии (0)