Во многих случаях на пути взаимоотношения с самим пациентом находятся третьи лица, правовой статус которых не совсем понятен и расходится с их собственными пожеланиями и действиями.
Итак, давайте проясним правовой статус участников медицинских отношений:
Пациент является основным субъектом медицинских правоотношений. В соответствии с Федеральным законом №323ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан” от 21.11.2011 пациент имеет право на:
Третьи лица - это все лица, отличные от медицинского работника и самого пациента, за исключением законных представителей пациента.
Необходимо отметить, что законных представителей у совершеннолетних и дееспособных пациентов не существует. Часто это понятие смешивается с понятием представитель по доверенности, однако, это понятия разные и передоверить полномочия, передоверивание которых не предусмотрено законом невозможно.
Законные представители несовершеннолетних пациентов (родители, усыновители, опекуны) имеют право:
Следует особо отметить, что имеется ряд действий, право на участие в которых для третьих лиц исключается.
Так, например, запрос выписки из медицинской документации, или копии медицинской документации, запрос на получение справки, запрос на ознакомление с медицинской документацией возможен или самим пациентом, или его законным представителем (но не представителем по доверенности).
Получение иной информации, сведений о состоянии здоровья пациента, т.е. действий, не регламентированных отдельными правилами, утвержденными приказами министерства Здравоохранения, возможно лицами, указанными пациентами в бланке информированного добровольного согласия. Имеется правило, созданное на основании определения Конституционного суда, зафиксированное в тексте ст. 13 Федерального закона №323ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан” от 21.11.2011 в соответствии с которым доступ к врачебной тайне возможен близким родственникам, однако, исходя из самого определения речь идет о ситуации, когда пациент не запретил доступ прижизненно или не может выразить свою волю, например, после смерти.
Таким образом, доступ к врачебной тайне третьим лицам возможен если пациент собственноручно указал их в документах, за исключением ознакомления, запроса на выписку, или после смерти пациента, если это обстоятельство возможно подтверждать.
Врачебная тайна и конфиденциальность.
Понятие “врачебной тайны” включает в себя информацию:
Разглашение врачебной тайны влечет:
Взаимодействие с родственниками и третьими лицами
Таким образом, правила информирования:
Работа с конфликтными ситуациями
- Сам пациент может задавать вопросы и уточнять не ясные ему обстоятельства лечения и диагностики, в то же время предъявление претензий означает, что разбором обращения должно заниматься уполномоченное лицо в медицинской организации;
- Законные представители несовершеннолетнего вправе в полном объеме представлять интересы ребенка, как получая полную информацию, так и предъявляя претензии, обращения. Обязательным этапом является подтверждение полномочий законного представителя на основании соответствующих документов (например, свидетельства о рождении), а также письменной фиксации ситуации. Разбор самого обращения лучше проводить в случае получения письменного обращения, в устном обращении выделить ключевые моменты, требующие разбора.
- Третьи лица могут получать информацию только в случаях, описанных выше, однако подача обращений возможна только при подтверждении соответствующих полномочий (в данном случае при помощи нотариальной доверенности). При этом зафиксировать обращение и провести проверку по изложенным обстоятельствам возможно, но права действовать в интересах пациента у третьих лиц без доверенности нет.
Основные правила:
Соблюдение данных правил и рекомендаций позволит медицинским работникам эффективно выстраивать коммуникацию с пациентами, их родственниками и третьими лицами, минимизируя правовые риски и защищая интересы всех участников медицинских отношений.
Комментарии (0)